Сандзя Мацури, Фестиваль Сандзя – один из трех главных синтоистских фестивалей в Токио, а также самый крупный. Празднуется Сандзя Мацури в третий уикенд мая (в этом году: 15-17 мая). Каждый год фестиваль посещают 1,5-2 млн. местных жителей и туристов. Фестиваль проходит в районе Асакуса.
Асакуса (Asakusa – это район в Тайто – в одном из 23 "специальных районов" Токио. Специальные районы (23 муниципалитета, которые объединяются в центральную и самую населенную часть Токио. До 1943 года они и составляли собственно город Токио. Район Асакуса известен большим числом храмов. Кроме того, в 20 веке это был главный район развлечений (сейчас это звание принадлежит Синдзюку).
История фестиваля. 17-го мая 628 года два брата-рыбака – Хинокума Наманари и Хинокума Такэнари – нашли в сети статуэтку Бодхисаттвы Каннон, когда рыбачили на реке Сумида. Богатый землевладелец Надзино Накамото, услышав об этом, встретился с братьями и обратил их в буддизм. Эти трое мужчин посвятили свою жизнь буддизму и освятили статую в небольшом храме. Статуя находится там до сих пор, и этот храм, ныне известный как Сэнсо-дзи (Senso-dji), является самым старым храмом в Токио. С 7-го века существовало несколько форм праздника, который сейчас называется Сандзя Мацури: Каннон Мацури, Асакуса Мацури. В современной форме фестиваль был создан в период Эдо. В 1649 сегун Токугава Иэмицу поручил построить святилище Асакуса – синтоистский храм, посвященный трем ками. Существование этого храма и закрепило значение фестиваля, его организацию.
Как проходит Сандзя Мацури Хоть этот день и не является официальным праздничным мероприятием, но Сандзя Мацури начинается в четверг утром важной религиозной церемонией. Верховный священник святилища Асакуса проводит ритуал перемещения ками святилища в микоси (переносные храмы, которые будут переноситься по улицам в выходные дни). Священник открывает небольшие дверцы микоси и приглашает ками переместиться на время праздника туда. Микоси (mikoshi) представляют собой миниатюрные копии святилища Асакуса. Они сделаны из черного лакированного дерева, украшены статуями и покрыты позолотой. Каждый микоси весит около тонны и на его изготовление тратиться 40 млн. йен. К микоси крепятся четыре шеста с веревками, и нужно около 40 человек, чтобы безопасно их носить. на протяжении дня в общей сложности около 500 человек участвуют в переносе каждой святыни.
Собственно фестиваль начинается в пятницу после обеда, когда проходит Дайгёрэцу Daigyōretsu (大行列, буквально "большой парад"). Это грандиозное шествие по улицам Янаги (Yanagi) и Накамисэ-дори (Nakamise-dori) к святилищу Асакуса служит для создания праздничного настроения. Участники одеты в костюмы, такие как танцоры в масках цапель, гейши, городские чиновники надевают хакама. Музыканты, артисты и танцоры также шествуют по улицам в традиционной одежде. Вечером шесть микоси из центральных районов проносят по улицам несколько десятков человек.
На следующий день, в субботу, примерно 100 микоси из 44 кварталов Асакуса собираются к Каминаримон (Kaminarimon – наружние ворота храма Сэнсо-дзи). Некоторые святыни несут женщины и даже маленькие дети. Шествие идет по Накамисэ-дори до внутренних ворот храма (Ходзоимон, Hōzōmon), где люди выражают свое преклонение пред Каннон, Богиней милосердия. После этого микоси несут в святилище Асакуса, где священниеи благословляют и очищают их на предстоящий год. После завершения церемонии их торжественно относят в свои кварталы.
Кульминация праздника происходит в воскресенье. Рано утром процессия с тремя микоси святилища Асакуса начинает свое торжественное движение вниз по Накамисэ-дори к воротам Каминаримон. Ведь эти святыни созданы в честь трех человек – основателей храма Сэнсо-дзи. Храмы называются Итино-мия, Нино-мия и Санно-мия (Первый, Второй и Третий Храм). В последний день фестиваля главные микоси разделяются, чтобы посетить и даровать благословение всем 44 кварталам. Традиционно храмы несут молодые мужчины района Асакуса. Но в настоящее время население района уменьшилось, а высокие цены на жилье привели к сокращению числа молодых семей. Поэтому для участия в шествии приглашается молодежь из других районов Токио и других префектур. Улицы заполнены людьми, которые дуют в дудки и свистки, бьют в тайко, скандируют. Считается, что это увеличивает силу ками, находящихся в микоси. Рядом с носильщиками часть стоят люди которые кричат и машут руками, направляя движение (что, конечно, важно, чтобы микоси весом в тонну не задел стену какого-нибудь магазинчика).
Когда наступает вечер, три святыни направляются обратно на алтарь святилища Асакуса в другой грандиозной процессии, которая длиться до поздней ночи.
|